Я знаю, что на сайте имеются материалы, не рекомендуемые для просмотра лицам моложе 18 лет
! Дневник Васи
! ! wasa
Rambler's Top100
12:58 
Фотка: http://ff02.photofile.ru/photo/050/...ac81cf2c736.jpg

Концерты:
27 апреля в клубе "Меццо форте" (Останкино)
29 апреля в "Секстоне" (Мневники) --- Точка Росы
27 мая в "Матрице" --- 108-102

Информация:
http://blues108-102.narod.ru

Сайт Точки Росы на отладке, адрес дам позже.

13:05 Новая служба знакомств!
Интересный проект - служба знакомств + психологические тренинги: http://www.korolevstvo-n.ru Заходите!
15:26 
- Вася, ты - натуральный холерик!

- Что-о-о? Да какой я, к хренам собачьим, холерик?!!
18:47 Комментарий к опросу!!!
Этот комментарий возник из размышлений о том, были ли у наших людей в советский период какие-либо преимущества по сравнению с нынешним временем. Если Вы такие преимущества знаете - оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Итак,

Я предлагаю сравнить (ради исторической справедливости) достаточно однородные 70-е годы (к которым можно добавить мало от них отличающиеся 81-84 гг. и даже 84-88 гг.) с тоже более-менее однородными годами второго срока Путина (2004-2005). Естественно, будем делать скидку на НТП. Скажем, интернета в 70-е годы не было по чисто техническим причинам (хотя я уверен, что не было бы и по идеологическим). В некоторых случаях будем сравнивать с другими странами.

Само слово "социализм" предполагает преимущества в социальной сфере. Были ли они? Между прочим, бесплатный проезд в городском транспорте пенсионеров и минимальный размер пенсий были узаконены уже в постсоветское время. В 70-е годы пенсия рублей в 12 была не редкостью (рабочие получали зарплату 150-200). Доказательство - документальные кадры, вошедшие в фильм Шукшина "Калина красная". Я уж молчу, что ветераны ВОВ жили гораздо хуже, чем их недавние (в исторических масштабах) противники в побежденной Германии. Я не говорю, что сейчас они живут лучше - но и тогда они жили НЕ ЛУЧШЕ, чем сейчас.
Что еще? Здравоохранение? Тут вообще без комментариев. Сейчас хоть есть возможность отдать - пусть последние, пусть чужие - деньги и вылечиться, тогда же и выбора такого не было.
"Самое лучшее в мире образование"? Это вообще чисто идеологическое вранье. Кто мне сможет объяснить, в чем оно было лучшим-то? Говорят - в широте кругозора. Да? А история у нас есть (как наука)? А философия? Их не было вообще. И даже сейчас нет. Психология была кастрированная. География - а мы могли ездить, куда захотим? То-то же! Даже художественную литературу мы не могли изучать ту, какую хотели!! Ни "Собачье сердце", ни "Мир как воля и представление", ни "1984" - да мы не знали о них ничего!! А если б и знали - за них сесть можно было запросто! Но большинство - я подчеркиваю - даже не знало об их существовании. Сейчас это трудно представить, но это так, мы были жутко НЕОБРАЗОВАННОЙ нацией.
Так, с социалкой и частично с культурой мы разобрались.
Насчет науки разговор будет попозже.

Дальше. Так как достоинства - продолжения недостатков, часто вспоминают "спокойствие". Как продолжение тоталитарного "порядка". Было ли оно? Во-первых, теракты были и тогда. Антисемиты взорвали метро ("Измайловская") и магазин, Ильин стрелял в Брежнева, а попал в космонавтов и т.д. Я уж молчу про существование государственного террора. Деталь: в отличие от современности качать права тогда было не только бессмысленно, но и чревато. Преступность тоже была как всегда, и были (пусть и немного позже) Чикатилы с Фишерами, убившие по 50 человек детей. Опять же - Афган с 1979 по 1989, и техногенные аварии были (обрушение эскалатора на Авиамоторной, Чернобыль - тоже немного позже нашего срока, но тоже советское время).
И еще - зачем-то нас, детей, все время пугали ядерной войной. Мне до сих пор сны снятся, как на Москву атомная бомба летит. Так что, может, у кого-то спокойствие и было, а у меня, например, не было. Потом, умнейшие люди не зря спивались, вешались, сбегали - и в спокойствии было что-то жуткое. Вишневская пишет - если б не уехали, они с Ростроповичем бы просто-напросто спились. "Безвременье вливало водку в нас..."

Что касается искусства - я так и не смог вспомнить, было ли создано что-то выдающееся в период 1971-1988. Если только "Град обреченный" Стругацких, который писался с самого начала "в стол". Такое ощущение, что Высоцкий только и был. Зато он заполнял своим творчеством все культурное пространство (включая детское - Алиса в стране чудес). Из фильмов, пожалуй, "Москва слезам не верит", но это уж очень советское кино. Не знаю, поняли ли чего там иностранцы. Говорят, даже эмигранты во втором поколении уже ни черта у нас не понимают...
Мне, например, нравятся фильмы Шукшина. Экранизации были неплохие - "Плохой хороший человек" Хейфица (по Дуэли Чехова), в 1987-м - уже и "Собачье сердце" появилось (помню, для нас, "совков", это был шок). Горинские переработки до сих пор впечатляют (Мюнхгаузен, Свифт, Дракон), хотя это уже больше к театру... Заметьте - "и это все о нас". Ауторефлексивное такое искусство, с большой долей саркастической самокритики.
Балет? Спорт? Но ребята, это был идеологический капитал, кроме власти, никому теплее от них не стало. И, в общем-то, мелковато. Нуриев сбежал, Нижинский очень давно жил, и тоже не у нас.

Вот у нас были такие "пассионарные периоды": серебряный век (убитый, между прочим, как раз социализмом) - смотрите, сколько гениев одновременно! Потом - музыка: Прокофьев, величайший гений Шостакович, Хачатурян, Кабалевский... Тоже - одновременно. Потом - наука: Черенков, Ландау, Тамм, Басов, Сахаров, Капица!! Опять все одновременно! И тут - 70-е годы... Гм... Ничего.

Даже если по Нобелевским премиям смотреть: угадайте, в какой сфере лауреатами было больше всего "наших" в 1970е? Экономика (!??). Канторович - 1975 г. (а Сахаров - в этом году - мира), американец Василий Леонтьев (1973), и фамилия Кузнец (1971) тоже подозрительная ;) .
По физике - только Капица (1978), за прошлые заслуги. И все! По медицине и физиологии в советское время - ни одной премии. По химии - одна (Семенов, 1956).
Например, в семье Кюри (учитывая, что Склодовская-Кюри - дважды лауреат Нобелевки, как физик и как химик), так вот, на семью из 4-х человек у них - пять нобелевских лауреатов! Во семейка была!

Справедливости ради надо сказать, что 70-е годы были застойными не только в СССР, но и в западном мире
(не в восточном - "азиатские драконы").
Каких-либо заметных прорывов и открытий не было во всей глобальной науке. На Марс не полетели (вопреки прогнозам фантастов) не только советские космонавты (тут мы были на уровне, даже в фильме "Армагеддон" это отмечено ;) ), но и все остальные. А число аварий у американцев было больше, чем у нас (пусть и позже 70-х, даже тем более). А у Стругацких - в 1999-м они и на Венеру слётали, и в Юпитер почти упали!.. На Амальтею чуть не школьников на практику возят :)

А на самом деле... Вайль сказал: 21 век начался не 1 января, а 11 сентября...

Думали, что попадем в будущее, а оказались в прошлом (это уже я).

Так что я не склонен специально очернять 70-е и воспевать нынешние... Я даже хотел бы поверить, что советское время прошло не зря... Но пока не получается.





Хроника терроризма (только в Москве!), негосударственного.


0-- В советское время - это редчайшее событие, нелепое по своим целям: все скрывалось, никто ничего и не мог узнать. Взрыв на "Измайловской" был раскрыт, ничего они этим терактом не добились, кроме расстрела.
1-- Примечательно, что в самое "смутное" (в политическом смысле) время, в 80-е гг., никаких терактов не было вообще!
2-- 1991 г., путч. Конечно, это была провокация, только вот чья - понятия не имею. Если горбачевская, то Горбачев - гений, а это сомнительно. Про американцев вообще молчу - их влияния тут не видно, да и представления о России не только голливудских режиссеров, но и руководителей соотв. служб всегда были чудовищны по своей дремучести. Реальнее, что последствий этого путча толком не представлял себе никто, особенно его основные действующие лица. Допускаю существование каких-нибудь закулисных "режиссеров", но мне почему-то кажется, что и они мало себе что представляли. Жертв - 3.
3-- 1993 г. - тут сложнее, это уже гражданская война. Бои на улицах - были, я свидетель. Насчет остального - слишком много тумана. Жертв > 150.
4-- 1994 г. Что-то случилось в автобусе 33-го маршрута 27 декабря. По советской привычке все скрыли, я, например, в то время ничего не знал. Жертв - не было??
5-- Первый громкий теракт произошел 11 июня 1996 года в метро на перегоне между "Тульской" и "Нагатинской". Я в свой день рождения ехал с концерта и никак не мог попасть домой - метро взорвали как раз под моим домом (он не пострадал). Погибли 4 человека, много раненых.
6-- 11 июля - взрыв в троллейбусе N12 на "Пушкинской". Жертв не было, 5 ранено.
7-- 12 июля того же 1996-го года - взорван троллейбус у "Рижской", жертв - 1 погиб, много раненых. Получается, у террористов есть "любимые" места. Что-то их туда притягивает.
8-- 3 года терактов в Москве не было!!!
9-- 1999 г. Дома. Это уже война. Только в Москве жертв >>200.
10-- 2000. 08. 08. Странный взрыв на "Пушкинской". До сих пор не то что не раскрыт - даже версий нет. Жертв >12. Мог быть криминальным (т.е. не террористическим), если так - опять 3 года у нас терактов не было (99 - 2002), если не считать еще маленького взрыва на "Белорусской" 05.02.2001, без жертв.
11-- 11.09.2001 надо упомянуть (хоть и не в Москве. Даже так - теперь не только в Москве). Жертв >>3000.
12-- 2002. Сначала был подрыв "Макдональдса" "Таврией" на "Юго-Западной". Жертв - 1.
13-- Норд-Ост. После 3-летнего (?) перерыва начался регулярный террористический обстрел Москвы.
14-- 2003, 5 июля. Тушино, фестиваль. Жертв - 14.
15-- 10 июля - Тверская. Жертв - 1(ФСБ)
16-- 9 декабря - "Националь". 5 кг тротила, жертв - 6. За год - 3 теракта!!!
17-- 2004. Взрыв в метро - 6 февраля ("Автозаводская" -Павелецкая"). Жертв > 40.
18-- 14 февраля. Хоть и не теракт, но, как крупная техногенная катастрофа, встал в один ряд с ними - обвал "Трансвааля". Жертв - 28.
19-- Август - взрыв у "Рижской".
20-- Остановка у "Каширской" и 2 самолета из Домодедова...



Что касается советского времени - может, было и безопаснее (хотя по морде на улице могли двинуть не хуже, чем сейчас), но и, например, в случае крупных катастроф (Чернобыль, Челябинск, Байконур, еще какие-то были) все просто настолько скрывалось, что уже этим ставились под угрозу жизни и здоровье тысяч человек. Опять же, я молчу про политические репрессии, которые продолжались и в 70-е годы.



2 плюса я все же откопал:

1-- Гарантия трудоустройства (что, однако, давало право наплевательски относиться к своей работе);
2-- Гос. поддержка науки, а в реальности - возможность проводить интересные исследования за государственный счет.



Василий Пономарев-Полянский, Москва, декабрь 2005 г.
12:53 Опрос :)
И еще - любимые клипы.
Тут я не буду ломаться :) и напишу свои:

U.N.C.L.E. "Rabbit in Your headlights" (Где мужика в тоннеле машины все время сбивают):

YES. "Owner of a lonely heart" , полный вариант

Rollins` Band "Liar"

Bjork "Human ...как это пишется? поведение :) behaviour?"

Pantera Где комп. графика: на планете растения всякие появляются...

Джо Коккер "Summer in the city"

Даже Майкл свет наш Джексон есть - ностальгический "Билли Джин" и пассионарная "Earth song"

Йоссо н`Дур (это я уж точно не вспомню, как пишется :)) с Ниной Черри "7 seconds"

Я пишу именно "клипы", т.к. есть, например, потрясающая песня той же Бьорк "Bachelorette" (это слово значит "холостячка"? или я наврал?), и клип на нее интересный, но - они совершенно не сочетаются!! Клип перегружен смыслом и отвлекает от песни. А жаль. Вот, мои - пожалуй, все.

А ваши?..




12:24 Опрос
Хочу спросить не только тех, кто застал советское время, но и имеющих свое мнение по рассказам друзей и родственников: как вы думаете, были ли в советском периоде преимущества по сравнению с нынешним временем?

Свой ответ я напишу ближе к Новому Году.

И - заодно: назовите любимый советский фильм (или несколько), для сравнения - любимый западный фильм.

+ любимые литературные произведения. И - любимого героя (все равно, чего: литературы, кино, истории, ...). Спасибо! Ответы - только для этого дневника, я их больше нигде не буду использовать, обещаю!

15:29 
http://www.livejournal.com/users/wasapp/
11:50 
У меня на работе висит карта Европы. В каждом государстве названия городов подписаны на государственном языке (где их два - на обоих). И только в России - на чёрт-те чём. На какой-то изуродованной латинице.
Вдруг вижу странное название - город Заризин.

- Лёш, - спрашиваю коллегу, - а что это за город у нас - Заризин?

- Чего? Какой еще Зарезин?

- Ну вот, смотри.

- Гм!.. Может, там резиновый завод какой?

- Да, а город - за заводом...

- Что это за река?
- Волга.
- Может, это Камский шинный?..
- Не-е-е, этот южнее. Слушай, а город-то большой. Мы не можем его не знать.
- Зарезин-то? Ага, как же! Да не может быть у нас такого города!!!

Ё май соул!Что-то здесь не то...
Подходит шеф. Мы:
- Игорь, что это за город - Зарезин? На Волге?

Игорь: - Где, покажите?
Идиоты!! Это же Царицын!
Т.е. Волгоград так был на импортной карте подписан...
14:20 
Я стою и расту -
я растение.

Я расту и живу -
я животное.

Я живу и учусь -
я ученое.

Я учусь и боюсь -
я - боль.




По мотивам Пришвина. 13.04.04

14:17 Это мне когда-то сон такой приснился...
Как это было на самом деле.

(сон).


Одна дама с кем-то поссорилась или протестует против чего-то.
И идёт она по довольно-таки людной и человечной местности.
Вроде остановки автобусов.
Она (дама) ораторствует, восходит на постамент (как для памятника),
раздевается.
И все вокруг ахают и говорят, что вот это – самоубийца.
А я думаю, – как же она самоубийством-то кончать будет,
стоя на постаменте голой?
А она вдруг падает,
и у неё откалываются руки.
Она, оказывается, окаменела.


И мораль:
Вот подлинная история
Венеры Милосской. 8.1.95

12:50 
Можно пока посмотреть http://www.foto.lib.ru/p/ponomarewpoljansk_w_w/
12:50 Парабола
Я придумал (в одно мгновение) довольно точную "параболу". Вроде "Повелителя мух" или "Хищных вещей века", только ещё более абстрактную. Ближе к любимейшему "Граду обреченному". Если б не известная моя "любовь" к описанию деталей и подробностей, я бы её написал.

Суть её в том, что некий суперагент забрасывается в удалённый Город. (Вообще, слово Город, особенно с большой буквы, имеет какое-то особое, почти мистическое смысловое поле. Тут и "пустые города" БГ, и "чёрные города" Друниной из моей любимой песни, опять же - Город Стругацких с Красным Домом и пустыней вокруг...) Так вот, нашего агента, прошедшего серьёзнейшую подготовку, выбрасывают под городом на парашюте - с набором вещей первой необходимости и довольно большой суммой денег в местной валюте "на первое время". Особых инструкций при высадке дано не было, но не в правилах суперагентов задавать лишние вопросы - сами его найдут и что делать скажут.
И вот он входит в Город, идёт на центральную площадь, видит гостиницу - у него какие-то документы, конечно, есть, он спокойно поселяется и ни у кого не вызывает подозрений или вопросов.
И начинает ждать дальнейших инструкций. А пока - осваивается в Городе, находит, там, почту, библиотеку, дорогу на аэропорт, вообще, знакомится с планировкой Города и т.д. Так проходит день, два... Агент придумывает себе легенду, но его, собственно, никто и не спрашивает, кто он и зачем он здесь. Он ждёт, что другой агент (из местных или таких же засланных) выйдет с ним на связь и расскажет, что делать дальше и в чём, вообще говоря, цель Операции. А пока просто живёт.
Через несколько дней ориентировочный рефлекс проходит, и агенту начинает казаться, что он всё уже про Город знает (тут возможна аналогия с "Днём сурка";). Он начинает скучать. По улицам бродит уже бесцельно, просто от нечего делать. В Городе по большому счёту ничего не происходит, всё очень мирно, последнее важное событие было 73 года назад.

...Проходят месяцы. Агент уже обеспокоен. Но он не может сам искать контактёра - такой задачи ему не ставилось, да он и не знает, по каким критериям искать, есть риск нарваться просто на самозванца-мошенника. Это его, агента, чёрт побери, должны найти!
От скуки и неопределённости агент первый раз напивается. Проснувшись утром, даёт себе зарок никогда так больше не делать. Начинает проявлять больше активности, "бывать на людях" (как в фильме "Бриллиантовая рука";). К нему уже привыкли, считают за своего, никто не помнит, откуда он взялся. Но и агент начинает чувствовать, что он теряет форму, становится "как все". Он пытается как-то заниматься, освежать свои знания, читать, но в местной библиотеке, за небольшими исключениями, оказываются только совершенно не нужные ему книги, и тренироваться ему не на ком - вокруг нет врагов (или хотя бы специальных имитирующих тренажёров).
Тогда он решает "поиграть в шпиона", т.е. представить, что он в тылу врага с разведывательной миссией, но тут он подумал, что всё это начинает напоминать паранойю. Потом, разведывать в Городе было особенно-то и нечего, он уже всё и так разведал.
Тогда он решил, что это - план "полного погружения", что для успешного выполнения задачи ему нужно было полностью ассимилироваться, слиться с местным населением и не выделяться никак.
Но шли месяцы, а ничего не происходило.

Агент написал условное письмо, смыслом которого был вопрос "Что делать?".
Ответа ни в каком виде он не получил.
Он начал чисто объективно деградировать - без тренировки ослабевала память, реакция, мышцы, заниматься в условиях отсутствия какого-либо внятного стимула становилось всё труднее. Все книжки он прочитал, в газетах была чушь, а чего-нибудь похожего на интернет он в Городе так и не нашёл. Он пытался тренировать память, вспоминая занятия в учебном центре, но неожиданно обнаружил, что помнить-то он ещё что-то помнит, а вот понимает в этом уже мало.
Тогда он опять начинает пить, устраивать какие-то странные выходки и драки, но в Городе этим никого было не удивить.

Агенту было совершенно не понятно и просто жалко - на его подготовку было затрачено столько усилий и ресурсов, его учили лучшие специалисты, он занимался в оборудованных по последнему слову техники учебных центрах. В серьёзности и материальности подготавливающей его организации сомневаться не приходилось, и уж тем более не верилось, что она способна бросить миллионы на ветер и забыть про одного из лучших своих агентов.
А может, от него просто решили избавиться? Опять глупо. Его проще было бы убить, да в землю закопать. И опять же - зачем тогда было тратить столько средств?

И вот однажды его железные нервы не выдерживают, он забрасывает свои абсурдные в таких условиях занятия и решает, что всему есть свой предел. Связь не работает, на письма не отвечают, ни о чём в известность его не ставят - всё, он возвращается.

***

Он вернётся и сам всё выяснит. И если окажется, что, действительно, его сюда засунули без какой-либо определённой цели, а так, по безалаберности (что всё-таки вряд ли) или по чьей-то злой шутке (а вот этого исключать не следовало бы) - ох и устроит он им там!..
А если всё же какие-то агенты есть и за ним следят - его вычислят по паспорту в аэропорту и тогда уж выйдут, наконец, на связь. И кончится это издевательство.
Но... В аэропорту его ждал сюрприз. Причём достаточно для суперагента глупый. Выяснилось, что билет на самолёт даже до ближайшего от Города аэропорта стоит больше, чем осталось у агента. Причём намного больше. Конечно, если б агент захотел вылететь в первые же дни своего пребывания в Городе (и, к слову, меньше бы пил), у него бы хватило. А так - даже близко нет. Это было хоть и очень глупой, но большой проблемой. Город окружён со всех сторон пустынями, единственная связь с миром - самолёт. Пробираться пешком по пустыне было совершенно явное самоубийство. Оставалось как-то заработать деньги. Тем более что надо же будет всё же ведь и как-то питаться...
Тут выяснилась ещё одна сложность. Агент всю жизнь существовал за счёт своей организации. И вопроса о том, как заработать себе на жизнь, никогда перед ним не стояло. До сих пор.
Так как агент знал и умел очень многое, он считал, что не будет никаких проблем с "продажей" своих знаний. Но теперь агент с ужасом подумал, что в Городе его знания никому не нужны. Да, он знал кучу очень сложных формул. Он прочитал великое множество специальной и художественной литературы. Он даже знал, что такое дискриминант. Но все эти знания оказались совершенно не нужны в Городе! Даже репетиторствовать он не мог, потому что в Городе не было высших учебных заведений, да мало кто и стремился куда-либо поступать. А тот, кто всё же стремился, уезжал в столицу и в репетиторах не нуждался.
Если его высокие знания продавать оказалось некому, оставалась неквалифицированная работа. Но платили за неё столько, что о билете на самолёт можно было забыть. И стоило ли столько лет забивать себе голову кучей важнейшей информации, чтобы потом полжизни работать в лучшем случае электриком? Ведь его не для этого же готовили! Он, скажем, разбирался в последних на момент прибытия в город моделях компьютеров, а теперь придётся кабель тянуть?.. Так, компьютеры. Они в аэропорте должны быть. Может, устроиться хотя бы туда? Но и там его ждало разочарование - аэропорт никогда не набирал на ответственные должности местных жителей, а выписывал специалистов из столицы. Это было железное правило, его выполнение контролировали специальные проверяющие. Можно было, конечно, провести некую агентурную работу, втереться в доверие, потом постепенно внедриться... Но для этого требовалась некоторая предварительная подготовка и время.
Агент перебрался из гостиницы в дешёвое жильё рядом с аэропортом и, пытаясь отстроиться от шума, начал вспоминать всё, что могло пригодиться для просачивания в аэропорт...

- ...А может, это такая проверка? Может, за мной всё-таки следят? Как я веду себя в непривычных условиях обитания? Вроде заброски в джунгли "на выживание"... Только что-то уж очень долго. Я к концу такого эксперимента совсем маразматиком стану. Да и никакой слежки нет - я бы давно её вычислил. И ради чего это?... Я уже почти всё порастерял. Всё, что умел и знал. Вот позорище-то будет, когда меня старые друзья увидят... - размышлял агент, крутя по взлётному полю на электрокаре (кстати, висит на доске почёта как лучший в Городе электрокарщик!). Из-за стыда за своё нынешнее состояние суперагент уже не особенно-то стремился вернуться. Теперь работа есть, проблем нет, в городе тепло. А все остальные суперагенты давно уже в разы повысили свою квалификацию, да и прогресс не стоял на месте - тех же компьютеров, небось, уже несколько поколений сменилось. Так что агент понимал, что теперь уже он точно никому не нужен.
Хотя, когда его окликал кто-нибудь на ночной улице, он в глубине души надеялся, что с ним всё-таки вышли на связь.

...

И одновременно он понимал: даже если и выйдут с ним на связь - что же он сможет им предъявить? Что рассказать?
Самым главным его открытием за последнее время было то, что он тут на фиг не нужен и находится здесь без какой бы то ни было цели. Это, что ли, он расскажет другим Суперагентам??.

...

И единственное, что он всё-таки сделал - написал эту притчу.
12:48 Рассказик про бедного мальчика...
Когда солнечный лучик добрался до мальчикового носа, во дворе прокричал петух, тявкнула собака, и маленький мальчик сквозь сон почувствовал нежное и тёплое прикосновение солнышка, которое напомнило ему другое, тоже нежное и... Мальчик проснулся и мгновенно вскочил. Ну да! Да-да! Это будет сегодня! Ведь сегодня пятница. Сегодня должна приехать мама.

***

Молодая женщина пришла домой с работы. Раздалось противное мяуканье - это голодные кошки столпились у входа в ожидании подачки. Господи, их ещё кормить...

***

Мальчик приладил к велосипеду взятый "напрокат" багажник. За это пришлось отдать двух своих любимых слоника, но у мамы могут быть тяжёлые сумки.

***

Когда женщина насыпала кошкам корм, раздался телефонный звонок. "Алё! Ой, привет! Да только пришла. Ну да. Ага. А твой? А-а. Да нет, я на дачу сего... что? Чего? А-а. А он? А-а. И что? А ты? М-гм. А я... А..."...

***


Мальчик приехал к остановке автобуса за 20 минут до его прибытия от станции. Начал накрапывать дождик, но это ничего - мальчик может спрятаться под козырьком остановки.
***


Примерно через сорок минут женщина улеглась на диван и включила телевизор. Ой, я же в парикмахерскую сегодня записана! Боже! Быстро перекусить - и - бежать! Ещё Наташка эта позвонила! Вечно меня с панталыку сбивает!

***


Мальчик почувствовал в горле какие-то маленькие комочки. Нет, нет, я не хочу плакать, это... Мальчик проводил взглядом очередной автобус. Когда тот скрылся за поворотом, комочки в горле опять начали побеждать мальчика. Что же делать? Нет, это, наверно, какой-то не тот автобус, а "тот" - сейчас появится, вот сейчас. Надо только немножечко подождать. Он должен, должен, должен прийти!

***


Женщина прибежала на вокзал, когда её поезд уже ушёл. Ах, чёрт. Следующая электричка только через 1 ч 35 мин! Ну и ничего страшного, пройдусь пока по магазинам.

***


Глотая слёзы и уже не пытаясь скрыть это от прохожих, мальчик побрёл домой.



Эпилог. Конечно, через час с лишним мама приехала и привезла много подарков, которые она успела купить в магазинах. Правда, багажник так и не пригодился. И с новой прической мама показалась мальчику немного чужой...
12:47 Статья
ЕСТЬ ЛИ ГРАНИЦЫ У ПСИХОТЕРАПИИ?

Несколько лет назад я развлекался тем, что писал коротенькие фантастические рассказики. Один из них был о том, как жила-была некая Логическая Рефлектирующая Система, которая на каком-то этапе своего развития приходит к выводу о своей бессмысленности и самоликвидируется, перед этим поняв, что именно так должна поступить всякая честная логическая система. Психолог и философ Эдуард фон Гартман примерно то же говорил по отношению к Вселенной. Да и человек, стремящийся жить строго по законам логики, запросто может прийти к такому же выводу.

И опасность заключается в том, что человек, находящийся в рамках нашей культуры, может решить, что подобные выводы являются несомненной закономерностью, влекущей за собой единственно возможные последствия.

А источником этой опасности является такой безусловный атрибут нашей культуры, как абстрактное мышление. Именно оно - абстрактное мышление - заставляет задавать вопрос о смысле чего бы то ни было и в случае ненахождения такового смысла подводит к решению об уничтожении "бессмысленного" объекта.

Символы прогресса и науки - логика и абстракция - становятся символами самоубийства.

Почти каждый современный человек "теоретической" культуры (особенно подросток) задумывается о смысле своей жизни, не всегда представляя, к чему могут привести подобные а б с т р а к т н ы е рассуждения. А н е задавать вопрос о смысле "теоретический человек" уже не может - эволюция культуры не повернётся вспять.

Один из выходов из такого положения люди могут найти в психотерапии.

***

<Честно говоря, не сразу догадался, что многие положения этого эссе украдены мной у В.Н.Романова, лекции которого я имел счастье слушать в МГУ в течение 7 лет. В "Литературке" ссылки на лекции попросили не давать (на устные сообщения ссылаться не принято), и я приношу свои запоздалые извинения Владимиру Николаевичу. Кстати, желающие могут сравнить мой текст с истинным первоисточником - у Романова вышла хорошая книга, объединяющая его самые интересные труды и лекции: Романов В.Н. "Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект", М.:2003. Очень рекомендую. Особенно последнюю часть. В.В. П.- П., 2004.>

Но начну с такого смелого предположения. Если человек нашей культуры хоть как-то собирается эволюционировать (иначе, как мы показали, вполне может случиться, что он вымрет), он из "человека теоретического" со своими вопросами о смысле жизни эволюционирует в "человека нравственного" со своим набором ценностей (и соответственно "безнравственного", когда эти ценности не будут нравиться окружающим). То есть из рабства жёстких смыслов и целей он выйдет в ужас свободы, где есть только какие-то ориентиры - ценности, причём эти ориентиры весьма гибко меняют своё место и значимость, возникают и исчезают и т.д. Человек уже не думает о глобальном смысле жизни, а чувствует, как он ведёт себя в данный момент.

С этим согласуется и практика психотерапии: "Живите настоящим моментом", "Отключайте ум, включайте чувства". Эти призывы характерны для терапевтических методик гештальтпсихологии, "гуманистической психологии", эклектических методик многих современных практических психологов.

Также было довольно забавно найти эти - дословно совпавшие! - фразы и у Карнеги в книге "Как перестать беспокоиться и начать жить", и у его ярого антагониста Эверетта Шострома в труде "АнтиКарнеги, или человек-манипулятор".

Видимо, надо оговориться, что под "эволюционированием человека" понимается не поголовная перестройка способа мышления людей, а преобладание одного способа над другим. "Человек нравственный" был и раньше, речь идёт только о тенденции. И тенденция эта такова: человек "теоретический" из-за своего бесплодного самокопания, склонности к самоубийству и паразитического образа жизни (об этом - в "Химии и Жизни" номер 1 за 1998 г., основано на лекции биолога Воейкова) нежизнеспособен, что может привести к вытеснению его более сильным человеком.

Что же такое в данном случае сила, и откуда она берётся?

Для человека "теоретического" вопрос силы очень важен. Как же: он придумал некий прекрасный алгоритм, а выяснилось, что у него не хватает сил (всего лишь!), чтобы этот алгоритм осуществить. И вот человек начинает насиловать себя, дрессировать в себе с и л у и в результате получает, скорее всего, невроз. Если сил прибавляется - повышается напор и накал "борьбы с собой", что ведёт только к усилению невроза (Н. Козлов).

Теперь можно представить, что происходит у других людей - в виде гипотезы. На "бытовом" уровне вопрос силы отсутствует. "Сила воли" заменена просто бессознательной борьбой мотивов. Какой м о т и в сильнее, тот и реализуется (без всяких мыслей о "силе"!). То есть человек делает то, что ему хочется. Если при этом не обращать внимания на общественное мнение - не будет никаких неврозов. А это - одна из основных задач психотерапии.

Чем опытнее человек, тем больше будет совпадений реализованных мотивов с пользой для человека и окружающих. Опыт на бессознательном уровне подсказывает, что нужно делать, а силы для этого даёт эмоция. Дисциплина и самодисциплина нужны неопытным людям (например, детям).

Если есть нужда измениться, необходимо изменить стиль жизни и приобретать новый опыт. Но есть вещи, такому эксперименту недоступные: например, опыт смерти или общения с инопланетянами. Опыт может сослужить и плохую службу, "подсказав" в изменившейся ситуации неадекватные ей действия. Любой личный опыт очень ограничен. И как ни опасно абстрактное мышление, без него тоже не обойтись.

Есть моменты, когда надо действовать даже "антипсихотерапевтически", но для своей же пользы. И бывают моменты, когда человек действует и не логично, и во вред себе, но при этом спасает другого человека.

Каждый выбирает такой момент, требующий отказа от чувств, включения холодного разума, насилия над собой , а может, и полного самопожертвования, под свою ответственность. И критерий этого выбора звучит так:

" Значит, оно того ст'оит. " Это говорит наша система ценностей.

Система ценностей помогает выбрать приоритеты для каждого конкретного момента времени, если возникает сложность в бессознательном выборе приоритетов.


(с) Василий Пономарев-Полянский, июль 1998 г.

Напечатано в Литературной Газете N 30-31 за 1998 г.
Вообще-то, мне самому статья в "Химии и Жизни" (N 1 за 1998 г.) нравится больше, но она в электронном виде у меня не сохранилась. Потом, там очень хорошая иллюстрация Сергея Тюнина, да и вообще, номер интересный. Так что советую его найти в бумажном варианте.
12:46 Рассказик с незаконченным продолжением...
(Удобнее скопировать текст и читать "off-line", рассказ начат в 2003г. (для журнала "Другой";) в качестве глумления над советской фантастикой, которое обернулось глумлением над нашей современной жизнью (а советскую фантастику я очень люблю), и можно напомнить, что мнение автора не всегда совпадает с мнением литературных героев)

- Вань, ну сколько нужно тебя просить? Когд`а ты собираешься всё своё барахло на дачу везти? Потом опять будешь говорить, что печку топить нечем!

Иван Сергеевич не помнил, чтобы он это когда-нибудь говорил, да и бумагой печку не топят - пепел забьёт колосники, - но делать нечего, придётся свои бумаги везти на дачу. В Москве они действительно мешались, а выкинуть их, не разобрав, Иван Сергеич не мог. Он просто не помнил, что именно свалено в эту кучу вместе со старыми журналами, газетами, ксерокопиями чего-то там и откровенным мусором, а ведь среди них могла оказаться какая-нибудь важная бумажка, может, даже свидетельство о браке или ещё чего похуже.

* * *

Бросив тюк на пол веранды, Иван Сергеевич с тоской подумал, что на даче разбираться в этом барахле вовсе не хочется, тут много других дел поважнее. Но он представил реакцию жены на неразобранный тюк и, кряхтя, уселся в садовое кресло, разрезал верёвки, начал перебирать газеты одну за одной...

Через полчаса Иван Сергеевич сгрёб все газеты в охапку и понёс их в бочку для сжигания мусора. Никакая важная бумажка не стоит таких мучений. Перед глазами плыли заголовки о давно уже не важных событиях в стране и мире, а мозги перестали работать, забившись всем этим мусором.

Идя назад, Иван Сергеевич поднял пару выпавших из охапки листков. Выцветшими чернилами на плохой бумаге были нацарапаны какие-то каракули, в которых он с удивлением узнал свой юношеский почерк. Вглядевшись повнимательнее, Иван Сергеевич вдруг развернулся и подошёл к бочке с мусором.

Ещё через полчаса Иван Сергеич, перемазанный с ног до головы сажей, уселся в садовое кресло, положил на колени смятые листки, поднял лицо к небу, закрыл глаза и задумался.

* * *

Ванька Сидоров, как многие советские подростки его темперамента, страстно любил читать. Всё остальное ему нравилось немного меньше, а, например, играть в футбол он терпеть не мог. В школе Ванькин друг, отличник Санька, как-то похвастался одной книжкой, на обложке которой были слова "Научная Фантастика". Именно прочитав эту книжку, Ванька захотел стать - нет, не космонавтом (космонавт у Ваньки почему-то смутно ассоциировался с футболом) - а физиком. Так оно, собственно, и произошло (в этом возрасте часто бывает, что одна прочитанная книжка определяет всю дальнейшую жизнь), но у Ваньки через некоторое время возник и другой интерес. Параллельно с физикой он почему-то стал интересоваться историей и - он не знал, как это назвать, - развитием человечества, что ли. К чему мы придём?

- Да-да, - сказал Иван Сергеевич вслух. Именно тогда я и положил перед собой стопку плохой бумаги и...

* * *

"Иван Сидоров.

Мои предположения о

будущем развитии человечества.

Фантастическое эссе.

Если представить себе прогресс человечества в будущем - в1970-е годы и дальше - что же мы можем увидеть?.."

- Да, что же я мог тогда, интересно, увидеть? - пробормотал Иван Сергеевич и стал читать.

В 70-е годы мир ждёт небывалый прогресс в технике. Большинство видов тяжёлой, неквалифицированной работы будут выполнять многочисленные роботы (Иван Сергеевич вспомнил, как в начале указанных лет он, урывая время от написания курсовых, разгружал ночами вагоны). Человечество будет жить удивительной жизнью, непрерывно совершая интереснейшие открытия и удивляясь точности своих прогнозов (эти два утверждения, похоже, противоречат друг другу, хотя тогда всё казалось логичным. Иван Сергеевич подумал, что большей тоски, чем свалившейся на него как раз в 70-е годы, сразу после окончания института, он не испытывал более никогда в жизни). Но самое интересное в листках начиналось потом, с 80-го года. Ваня рискнул расписать наступивший (а как же!) коммунизм по годам, так, как основные события этих лет будут зафиксированы будущими коммунистическими историками.

С 1980-го года будет введён новый отсчёт - коммунистических - пятилеток. Это событие будет отмечено великим праздником, приедут гости со всего мира, в Москве специально будут построены новые концертные залы, где будут проходить фестивальные программы, а также научные конференции. На этих научных конференциях учёные всего мира договорятся объединить свои усилия в деле познания мира, особенно в области исследования недавно открытых элементарных частиц (Z-бозонов и кварков, а также свойств нейтрино). В Московской области откроется гигантский международный научный центр (названный IDEA-ИДЕА), где будут трудиться учёные всех стран.

В 81 году только что построенные концертные залы станут новыми театрами, куда будут приглашать режиссёров из-за границы. Советские режиссёры тоже будут ездить по всему свету, куда захотят, и ставить наши советские спектакли.

В 82 году будет изобретено лекарство, продлевающее жизнь пожилых людей на много десятков лет. Это позволит учёным и деятелям культуры ещё дольше работать и руководить подчинёнными им структурами, в результате коммунистический прогресс будет развиваться ещё большими темпами.

Правда, в 83 году будет наблюдаться некоторое затишье, связанное с тем, что все будут отдыхать от бурных событий начала 80-х - ходить в бани, в кино, по магазинам - но уже в 84 г. прогресс опять вступит в свою законную силу.

Особенно важным для будущих коммунистических историков станет 1985 г. В этом году произойдёт знаменательное событие - учёные, которым было подарено много лет плодотворной жизни открытием 82 года, совершат переворот в науке. Под их руководством в апреле месяце начнутся исследования, постепенно приведшие к изобретению особой способности передавать необходимые мысли на расстояние, что получит название телеголос. Таким образом, 85 год открыл новую страницу в истории коммунизма - эпоху телегласности.

Новое открытие позволило произвести ускорение научно-технического прогресса. А так как люди получили способность передавать другим свои самые честные мысли, это способствовало и ещё большей демократизации общества.

В 86 году был изобретён особый напиток, позволявший выпившему достаточное количество его переноситься на значительные расстояния, вплоть до ближайших звёзд. Соответственно, старые звездолётные аппараты стали не нужны, т.к. люди научились передвигаться т. наз. "самогонным" способом.

В 87 году стали появляться особые "фильмы", использующие только что изобретённую "телегласность". Они воздействовали на все 5 органов чувств человека и плюс к этому - прямиком на его эмоции (такой формат фильмов получил название "долбись и радуйся 5.1";). Фильмы изображали героическое прошлое страны, полёты на другие планеты "самогонным" способом (напр., фильм "Дан-дзе-дзе";), а также сказки (большое впечатление произвёл фильм по сказке Хосе Стивенса "Приручи своих драконов";).

Эти фильмы демонстрировались в перестроенных кино-концертных залах (отчего получили название "перестроечных фильмов";), на них выстраивались гигантские очереди. Одновременно (это было эхом фестиваля 80-го года) у людей возник интерес к этнической музыке, страны стали обмениваться своими музыкантами и певцами, а дружба между народами Советского Союза возросла необычайно. Особенно энергичен был обмен творческими импульсами в республиках Закавказья, например, между Армянскими и Азербайджанскими деятелями культуры.

В 88 г. никаких особых событий историки не зафиксировали, просто все советские люди упорно работали - как всегда, а вот в 89 году наиболее уважаемые и мудрые академики занялись гуманитарными вопросами, оставив физику молодым и активным. Академики выступали на съездах, в Верховном Совете и делились своими соображениями в вопросах социального устройства, воспитания и этики. Депутаты очень внимательно и благодарно слушали эти выступления, стараясь не упустить ни одного слова. Таким образом сформировался орган власти, состоящий из наиболее мудрых и уравновешенных политиков. Намекая на мудрость совы (которая живёт в дупле), этот орган назвали "Государственная Дупа".

Иван Сергеевич вновь закрыл глаза. Он совершенно не помнил, чтоб писал подобную чушь. В саду было удивительно тихо. Даже шорохи были не слышны.

В саду...

Что-то он такое мечтал про сады. Что в Москве люди будут в садах жить. Ну вот, он и живёт. В 70 км от Москвы. Помнится, году в 1990-м Иван Сергеевич купил книжку "Москва-2000. Какой ей быть?" В слове "какой" ударение так и хотелось поставить на первый слог...

"Через четыре года здесь будет город-сад",- пробормотал Иван Сергеевич. Ну да, бывал он в этом самом Новокузнецке. А также в других городах-надеждах. Лучше и не вспоминать...

"Передвигаться люди будут на воздушных трамваях и по магнитно-монорельсовой дороге, которая сделает метро экзотикой".

Иван Сергеевич почесал голову. "О чём мечтают сейчас?"- подумал он. Вот сын его, Васька, мечтает о деньгах, это понятно. Внуку, Олегу Васильевичу, сейчас 9 месяцев, у него - о чём он мечтает - не спросишь пока. А вот люди, которые родились в 1985, в реальном 1985, году? Им сейчас... э-э-э, 18 лет - как раз в жизнь вступают. Кто-то уже работать начал, кто-то от армии бегает. Многие в институт поступили. В какой? На физиков? Или на юристов? А может, наконец, на психологов? на историков? Так. В 1991 году им было 6 лет, только в школу пошли. Значит, "совка" не помнят. Ни дефицита, ни очередей, ни ЖЭКов... Хотя что это я - ЖЭКи-то остались! И сидят в них те же прокуренные тётки. Вот в 1985 ей было лет 35, сейчас, значит, к пенсии готовится. Да, похоже, новые юристы и засудят старых нахлебников. М`ожет быть...

Так, ну ладно. Мы, значит, о прогрессе мечтали, дети наши - о свободе. А нынешние-то о чём?

Почему дети 70-х мечтали о свободе? Потому что их подростковый возраст пришёлся на перестройку. А у "восьмидесятников"? С 93 года, где ещё неизвестно, чьей стороне они сочувствовали (c подачи родителей), потом - ... м-да. Похоже, национальные вопросы для них поважнее "совковых". Они не боятся "реставрации коммунизма", потому что не знают, что это такое. А вот скатиться в национал-социализм...

Иван Сергеевич сходил в дом, вернулся с рюмкой, бутылкой и бутербродиками.

Начинало потихоньку темнеть.

...Вот так-то. Мы думали, что в ХХ1 веке окажемся в "будущем". А оказались в прошлом.

* * *

Иван Сергеевич налил рюмку, выпил. Прислушался к ощущениям внутри живота и вздохнул. Машина времени, машина времени... Мы и так все едем на этой чёртовой машине времени! Только у неё тормозов нет.


Он опять вздохнул. Подумал. Вообще, мышление - это не процесс. Это состояние.

Для которого нужны условия. Тишина, скажем. И, вообще, спокойствие. А время - субстанция беспокойная. (Иван Сергеевич вдруг на мгновение задумался, можно ли время назвать субстанцией. В результате он обнаружил, что не знает ни что такое время, ни что такое субстанция.)

Да. И кидает нас туда-сюда, а остановиться и подумать мы не можем. Вот так.

Самое обидное, что иногда много раз проезжаем по одному и тому же месту. История повторяется трижды: первый раз - как трагедия, и ещё два - для тупых. Молодец Кнышев, зло сказал. Это из разряда таких шуток, от которых слёзы на глаза наворачиваются. У нас много таких.

Иван Сергеевич налил ещё. Вообще, конечно, историей от хорошей жизни не интересуются. Где-нибудь в Америке - очень им нужна история?.. А в наших краях история сама доводит нас до того, что мы начинаем ею интересоваться.

Да и моё увлечение физикой - это же не просто так получилось. Очень многие в то время увлекались физикой - потому, что это государству выгодно было. Это работало на "оборонку". Точнее, на гонку вооружений. Вот так-то. Говорят, у нас образование "лучшее в мире". А в чем лучшее-то? Если только в точных науках. Мы не могли быть хорошими историками. Это даже сейчас невозможно!.. Что уж говорить о юристах... И даже о психологах.

Но что же делать? Кажется, философ Франк сказал, что на проклятый русский вопрос "Что делать?" надо было всегда отвечать "Ничего!"

* * *

После двух рюмок коньяка Иван Сергеевич был с ним полностью согласен. Вообще, решение всех проклятых вопросов лучше отложить на утро, а сейчас, забрав недопитую бутылку, рюмку и листочки плохой бумаги, идти спокойно спать.

04. 04. 03.


Продолжение возможно. СМ.:

Часть || (черновик)

Ф. К.

Фёдор Кузьмич спал, и у него болела голова. То есть он знал, что у него болит голова, и всё равно спал. Может, стоило бы проснуться и выпить чего-нибудь, таблетку, например, но когда спишь, не всегда понятно, как надо проснуться.

Потом, всё равно надеешься, что во сне-то уж голова пройдёт.

Как ни странно, голова прошла в момент пробуждения. Вернее, какая-то часть внутри головы побаливала, но уже нельзя было сказать, что болит вся голова. Сразу стало легче. Вставать, правда, не хотелось, но и лежать вроде ничего не мешало. Интересно, что при очевидных признаках некоторой "болезненности" Фёдор Кузьмич уже не ощущал себя сколько-нибудь больным. Даже, наоборот, почувствовал себя здоровее остальных, особенно вот здесь (он мысленно постучал себя пальцем по лбу), несмотря на, повторим, очевидную, хотя даже и в чём-то приятную остающуюся боль.

- Ведь все люди больны, - думал Фёдор Кузьмич. - Особенно те, кто считает себя наиболее здоровым. И те, кто выглядят очень здоровыми - они особенно больны. Ведь для чего они живут? - Фёдор Кузьмич перевернулся на бок, чтоб удобнее было думать. - Ну, пожрать повкуснее, да? Опять же, чтобы выглядеть поздоровее. Потом, что-нибудь интересненькое посмотреть. И не в театре никаком, а по телеку. Хлеба, так сказать, и зрелищ. Ну что ещё? Да всё! А ведь хотят пожить подольше! И чтоб дети у них тоже кушали побольше и "сделали то, что не доделали родители" (не дожрали, что ли?), то есть опять всё с начала. И чем это на самом деле кончается, мы все знаем. Германия. Сидели по пивным, жрали сосиски. Хотели быть здоровее всех. В результате пол-Европы уничтожили и, между прочим, сами погибли! И физически, и в моральном плане. А мы? Ещё хуже. Мы уничтожали своих. Как Пол Пот. И это потому, что были больны. Конечно, промеж больных есть и здоровые, но немного, да и больной здорового не разумеет. Он на то и больной, что считает себя-то здоровым, а остальных - больными...

А я? - вдруг осёкся Фёдор Кузьмич. - Так, тут нужен критерий. Вот у меня в голове что-то болит, ну, все и скажут, что я больной. Да ещё, скажут, и других больными считает. Верный признак! Все не в ногу, он один в ногу.

Фёдор Кузьмич знал, что так-то как раз часто бывает, что и примеров тому много, что действительно - часто - все маршируют не в ногу, а кто-то один - в ногу. Но разве можно это доказать? Ведь и Сократа, и Христа, и Гуса, и Бруно - всех поубивали!

А может, прав "учёный, сверстник Галилея"? Который

Был Галилея не глупее

И знал, что вертится Земля.

Но у него была семья.

Да и Галилей, надо сказать, жив остался... И не стал ничего доказывать, так, крикнул "вертится", чтоб уж совсем тошно не было...

Тут тошно стало Фёдору Кузьмичу, и он решил пойти чего-нибудь попить.

...Да, а убивали Их, как шварцовского Ланцелота, те самые люди, которых Они пришли спасти.

* * *

Фёдор Кузьмич чуть не загремел вниз по лестнице. Ага, здоровый весь из себя. Ноги подкашиваются, щас совсем здоровеньким бы стал. Вон бак с колодезной водой. Фёдор Кузьмич долго боролся с искушением окунуть всю свою местами больную голову в бак, да вода должна была быть уж очень холодной.

Фёдор Кузьмич зачерпнул чуть-чуть кружкой, плеснул себе на ладонь, на шею побрызгал немножко - стало легче.

Солнышко, такое - утреннее, сквозь деревья, - выглянуло.

Так, вообще, можно и кофейку. О чём я там думал-то? Фёдор Кузьмич понял, что потерял нить мыслей. И чего это мне сегодня так с утра? Настроение, вроде, хорошее, а мысли лезут какие-то... сложные.

А-а, так это Иван Сергеич с вечера взбудоражил! Смотрю вчера - ковыляет с бутылкой и с листиками какими-то жёлтыми. - М`уки творчества? - кричу. - А - а, привет, - отвечает. - Заходи. Какое уж тут творчество на старости лет. Это я, говорит, в молодости напророчествовал. Смотри, как совпало.

Ну и, то да сё, обсудили. По коммунистам прошлись (тут мнения наши совпали), по молодёжи нынешней (а тут разошлись). Иван говорит, что для них, мол, национальные вопросы поважнее всех наших совковых будут.

- Да они, нынешние-то вопросы, и национальные и всякие, стали следствием как раз совковых!! Мы до сих пор ведь так ничего не решили и ни от чего не избавились. А молодёжи нашей вообще на всё наплевать, ничего она решать не собирается! В этом году выборы будут (да? - Иван Сергеич - а я и не знал), вот и посмотрите, пойдут ли они.

Иван Сергеич:

- А вот пойдут! Знаете, - говорит, - кто пойдёт? Тот, кто в 1985 г. родился.

Я:

- Это с какого перепугу?

- А им ведь в с.г. 18 лет исполнится. Первый раз, значит, в жизни проголосовать разрешается. Да конечно пойдут, они ж дети. Им что в первый раз... да. Вот только за кого они голосовать будут...

- Ну, не знаю. Раньше они голосовали, в общем, за того, кто на экране смешнее всех был.

Иван:

- Ну нет, нынешние посерьёзнее. У нас жизнь-то какая пошла. В 1996-м опять застой был, а сейчас?

- Сейчас один смешнее другого... Прямо соревнуются в остроумии. Иван Сергеевич, а Вы никогда не задумывались о том, куда подевались такие люди, как Вы?

- Я? - никуда не подевался.

- Нет, лично Вы да, в смысле, как раз лично Вы только и остались. А остальные? Слушатели Высоцкого, зрители рязановского "Гаража", читатели Стругацких? Весь этот мощный в застойные времена пласт людей с их мыслями, мечтами, образом жизни - куда-то ушёл теперь, растворился! А? Давайте я Вам налью.

- Немножко, немножко... Ну, куда же они подевались?

- Ваше здоровье... А их и не было! То есть, опять же, Вы, Иван Сергеевич, были и остались, а прочих и не было. Это была мимикрия.

- Что?

- Откуда же весь этот сброд нынешний вылез? А вот он-то как раз всегда был.

- А, маскировался.

- Те же герои "Гаража" и герои Стругацких - Вы посмотрите, кто там! И это учёные? Совесть и ум страны?

- Честь забыл.

- Единицы были совестью, а остальные... Видно, решили: раз уж есть в коллективе совесть, чего им напрягаться?

- Но ум-то учёному важнее...

- А что было важнее - ковать ядерный щит или книжки читать? Пусть даже тех же Стругацких? Надо ж было и о будущем думать. Скажете, эти вопросы относятся к области культуры. Но эта область - самая важная. Страна-то, несмотря на ядерный щит, развалилась.

- О-го-го!

- Есть очень тонкие вещи, которые слишком легко разрушить. Даже не заметив этого. Вот и сейчас, может, многие считают, что терроризм - проблема более важная, чем вопросы культуры, отношения к власти и т. д. Но не надо забывать, что терроризм у нас и возник как следствие совкового авторитаризма и совкового бескультурья!

* * *

Фёдор Кузьмич попил наконец кофе. Вот такой у нас разговор был вчера! Физики и лирики, ё-моё. Иван говорит: а что ты, Фёдор Кузьмич, бескультурьем называешь? Что, окончил Институт культуры - и культурный сразу? А мы со своим МИФИ? - Ну нет, говорю, конечно, не в этом дело, то да сё. Культурный - это прежде всего тот, кто понимает думающих по-другому. Вот поняли бы "совки" прибалтов и диссидентов, а царские чиновники - разночинную молодёжь, да куда там! А это надо понимать. Иначе - рванёт. Культура, говорю, это не следование каким-то там пошлым нормам и приличиям никакое. Это - сомнение, постоянное, в собственной правоте.

А Иван Сергеевич: что же получается? Чем культурнее человек, тем более склонен он уступать мнениям и действиям других людей, следовательно, тем менее его влияние на жизнь!

А я: вот поэтому нами и властвуют тупые непробиваемые жлобы!

Фёдор Кузьмич подошёл к баку и опустил лицо в воду. Она была ну очень холодная, и это было хорошо. Фёдор Кузьмич подставил мокрое лицо солнцу и попытался расслабиться. Что ни говори, а на даче хорошо сейчас. У нас лето - по народному календарю - 11 июня начинается, и, если повезёт, до конца сентября где-то. А потом - сразу зима. То есть даже в середине октября ещё лето может быть, и резко - бац! - зима! Ноябрь, декабрь, январь, февраль, зима, зима, зима, зима - до апреля. И вот, с конца апреля и до 11 июня опять - это удивительное время, неуловимое, вот листьев ещё нет, и 17 мая - бац! - лес в листьях весь! Никак этот момент не поймаешь, так хочешь прочувствовать - а он всё уже, прошёл.

Предаваясь таким благим мыслям, Фёдор Кузьмич покачнулся, сделал шаг и споткнулся о

О хреновину

Про бардак

Порядок начал наводить

В хреновине нашёл тетрадь

Михаил Федорович Стаевский (по маме, т.к. Ф.К. имел уж совсем неинтересную фамилию Сердюк)

* * *

Прежде всего, хочу спросить -

зачем Вы будете читать этот текст?

Во-первых, Вы тратите своё время ещё неизвестно на что.

Во-вторых, как бы Вы критично к тексту не настраивались, как бы он Вас не бесил, как бы Вы не удивлялись и не сопротивлялись, в момент прочтения он уже становится частью Вашей жизни. Так что подумайте, прежде чем читать всякие глупости - может, лучше вообще некоторые вещи не знать.

Важно только, чтобы этот выбор был сознательным.

...

Но так уж получилось, что многие очень важные вещи мы вынуждены облекать в слова. Если человек пережил сложную ситуацию, и его просто надо успокоить, мы это делаем при помощи слов, пусть даже совершенно пустых. Льётся тихий поток слов, и человек успокаивается.

Слова сами по себе - не хорошо, не плохо. Они нам предоставляют какие-то возможности, и о негативных последствиях этого я писал в самом начале. Позитивные же возможности такие - при помощи слов мы можем избавить себя и близких от ненужных нам страданий.

Что может быть важнее этого?

Мда, начало было интригующим.

, хотел бы обсудить миф о научности атеизма. Это то же самое, как если бы, скажем, решал человек алгебраическое уравнение, имеющее 3 решения, и вот он находит эти 3 решения и говорит: "Я атеист, поэтому приемлемым считаю только одно решение". И пишет: "Данное уравнение имеет только одно такое-то решение." Другой человек может сказать: "Я православный, поэтому для меня все 3 решения неприемлемы". И пишет: "Данное уравнение решений не имеет". В нашей науке был печальный опыт того, как учёные говорили: "Мы марксисты, поэтому принимаем только одно решение, а два других - буржуазные". Но как же принцип объективности? Почему какие-либо убеждения человека, сколь угодно безукоризненно обоснованные, влияют на результат его научной деятельности?

И другой вопрос: а могут ли убеждения человека не влиять на результат его научной деятельности? (см. (3), (5)).

И атеизм - конечно, тоже вера, одна из конфессий, закрывающая для учёного возможность рассмотреть все варианты... Кстати, атеизм и мог возникнуть только в христианском мире, в других культурах он имеет совсем другое значение (как и "религия";).

нерелигиозная нравственность

Притча:

Живёт на Земле хороший человек.

И он делает только хорошие дела.

А так как он не только хороший, но и добрый,

то вполне допускает, что Б-г есть.

Он человек, конечно, не религиозный, но говорит, что от этого ничего не меняется.

Что раз он хороший, то всё равно попадёт в рай.

Пожалел его Б-г и пригласил поговорить.

- Понимаешь, - говорит ему Б-г, - я вижу, что ты очень стараешься и вообще хороший человек.

Но есть одна деталь.

Так уж получилось, что я делал свою религию под другую культуру. Это было давно, тому были веские основания еtc.

Народ вы тогда были сами знаете какой, и с вами справиться было нелегко.

Но - система заработала, менять я её не собираюсь (если б собирался, поменял бы уж давно).

А ты со своей культурой не совсем в мою систему вписываешься.

Точнее, совсем в неё не вписываешься.

Поэтому, каким бы ты хорошим ни был, ты всё равно против меня (потому что не со мной). { Мф XII-30; Лк XI-23 }

Как бы ты ни старался, ты мне не адекватен (как и все люди - в силу того, что история уже другая, и древних евреев, арамейцев, римлян просто нет). { Мф XV 22-28 }

И как бы ни было мне тебя жалко, извини, я тебя уничтожу.

Причём жестоко - в аду. { Мф Х 6,7,14,15 }

Видишь ли, это создавалось ещё тогда, когда люди другого отношения не понимали и проч.

Ну, теперь уж ничего не поделаешь.

Конечно, ты можешь обмануть меня. Ты можешь принять внешние атрибуты моей культуры, а сам останешься в своей. Представь - так поступают почти все верующие!

Только вот что с ними за этот обман сделать - решает суд. Суд, напомню, называется Страшный. Привет!

______ Литература:

(1) - Три подхода к изучению культуры \\ Романов В.Н. "Исповедь научного работника..." - М.: Изд-во МГУ, 1997 г., с. 115.

(2) - Козлов Н.И. "Философские сказки..."- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая школа, 1997 г., с. 147 - 149 и далее.

(3) - Планк Макс. "Единство научной картины мира." М., 1966 г., с. 13.

(4) - Пономарёв-Полянский В.В. Вопроса о смысле жизни больше не существует. \\ Химия и Жизнь - ХХ1 век. 1998 г., ? 1, с. 34-35.

(5) - Пономарёв-Полянский В.В. Есть ли границы у психотерапии? \\ Литературная газета. 1998 г., ? 30-31.

(6) - Романов В.Н. "Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект." М.,2003.

(7) - Толстых В.И. "Сократ и мы..." М., anno - ? (1980-е), с. 152-153.

Закольцевать с И.С.

История не с точки зрения физика, без прогрессов всяких, а с точки зрения деятеля культуры
(c) Василий Валерьевич Пономарев 2003